Дорога на Узген

Жанр

Сельский пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1971

Өлчөмү

74х100

Номери

1648-5496ж

Асфальтированная дорога спускается с гор в цветущую долину. По дороге едут машины; «голосует» мужчина, женщина присела отдохнут. Приходится добираться на попутках. Судя по всему – не молодые. Скорее всего, это жители домика, одиноко белеющего между тополей и холмов. Холмы освещает теплое солнце, а долину – холодное. Верху уютно, а внизу – другая «погода», там сказочная феерия изумрудно-ледяных узоров… Центр картины – это изгиб, узел, на котором уместились двое и машина. Такое впечатление, что чудище справа изгибает пространство, а чудище слева хочет этот изгиб поглотить. О чем этот странный, некрасивый и неуместный каприз природы? Ведь для художника холмы – это не только холмы. И дорога – не только дорога. И долина! И селение! Все это элементы композиции, которые сами по себе, и не хотят зависеть от человека и его потребностей. Они не хотят быть антропоморфными! И главное – это не изгиб холмов, и даже не изгиб дороги, где маленький человек – всего лишь попутчик. Это все о чем-то о другом, все эти намеки: и прохладное долина, и странный изгиб, и «живые» холмы, похожие на чудовищ. Все это великолепие неспроста… А может это об идеальных узорах? Которые плетутся не здесь?


Уметов Джумабай

1933-1995

Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".