Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1984
Размер
90х140
Номер
1014-413ж
Сияет высокогорное озеро; серые облака мешают голубому небу; уходят вдаль горы: справа обрамляют озеро бледно-зеленые холмы. Прозрачный, чистый воздух, все видно четко, даже слишком четко. На ближнем берегу расположилась кочевая стоянка: четыре белые юрты. Сгрудились кобылы с жеребятами: отара овец пасется белыми точками; люди статично застыли, будто позируют. Внедорожник УАЗ, наверное, привез начальство, или ветеринара, или просто гостей. Кочевое животноводство было важным звеном народно-хозяйственного комплекса Киргизской ССР! И было понятно, как его изображать: в окружении величественной природы колхозники радостно увеличивают поголовье скота. И здесь все вроде бы правильно, но нет привычного пафоса. Взгляд упирается в случайные элементы. В преддверии перестройки идея умирает, но навыки остаются, и следование форме становится смешным. В СССР такую живопись называли «формализмом». Написано очень хорошо, художник почувствовал, что ирония должна быть выражена в другой форме. И поэтому люди расставлены как игрушки; главными становятся четыре «одутловатые» юрты, и на первом плане – любовь матери к ребенку, то есть, коровы к теленку. Изображена не парадная сторона, а «задний двор» – коричневая унавоженная земля. И окружение слишком чистенькое, как задник в театре оперы и балета. Фрагмент «Кобылы с жеребятами» сделан, как и раньше – мастерски.
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.