Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1958
Өлчөмү
120х150
Номери
1919-768ж
Доехали до перевала и решили отдохнуть; расположились прямо на траве; постелили дастархан: чай, лепешки, масло, каймак. Рядом стоя отдыхают: навьюченный верблюд и оседланная кобыла с жеребенком. Жеребенок тоже решил покушать. Вдали пасётся еще одна лошадь; отара овец тянется вслед за другой группой кочующих. И совсем далеко, внизу, в ущелье, виднеется дым над юртой и речка. Ярко светит солнце, но в горах не жарко. Скорее всего, переезжают с одной стоянки на другую. Семья: дед играет с внуком; мама, папа и старший сын наблюдают за ними. А может их связывает кочевье? Здесь все друг другу родственники. Каждая деталь выписана с любовью. Каждая травинка, каждый горный цветочек узнаваем. Это сравнительно большой холст. Сделана картина в мастерской, по памяти, по этюдным впечатлениям. Это тематическая станковая работа. Но о чем она? Есть только догадки и вопросы. У юноши, он стоит с кружкой в руке, слишком пристальный взгляд. А может, это сам художник? Изобразил себя в юности? Как он старался запомнить эту сцену семейного счастья, чтобы потом изобразить? И взрослый мужчина совсем не похож на чабана. В плаще, в брюках, курит с мундштуком. Незагорелое лицо городского интеллигента. Лица женщины и ребенка не видны: они изображены в профиль и чуть сзади. Это уже не сталинский соцреализм и еще не суровый стиль. Это кыргызский бытовой жанр! За жанризм и безыдейность уже не ругали и получилась прекрасная жанровая композиция! Без идеологии. И, конечно, – это прекрасный горный пейзаж.
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.