Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, май боек
Түзүү күнү
1959
Өлчөмү
32х48
Номери
2008-801ж
Долина, поля, травы. Сельские постройки вытянулись вдоль улицы. Самой улицы не видно, но мы знаем – она там есть. Есть трасса, связывающая селения Джумгала – Джумгальского района Нарынской области, малой родины художника. Наверное, под горами течет река. Ее тоже не видно, но по опыту мы знаем – она там должна быть. Возможно, аил называется Чаек? А река – Джумгал? Все может быть. Мы видим большое здание, похожее на современную мечеть с куполом. Этого не может быть: времена были другие. Скорее всего, это сельский Дом культуры. Но Домов культуры с такой архитектурой я не встречал… Большие деревья делают селение уютным. Ближние горы будто срезаны сверху еще одной долиной. Это джайлоо! Там, наверху, тоже растут деревья! А может расположились постройки? Но нет – зданий не видно. Да и абстрактные черточки на деревья не похожи. Похожи на теневые склоны. Горы продолжаются и своими снежными вершинами упираются в небо. Долина, джайлоо, вершины – это как разные миры и чем выше – тем они идеальнее. Обжитая, уютная, земная долина. На джайлоо прохладно летом и много сочной травы, но селений там нет. Горы – источник воды, а значит – жизни! О них слагаются сказания, мифы, легенды! И выше всех – великое бездонное небо! Это суть кыргызского пейзажа!
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.