Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1968
Размер
18х46
Номер
5022-1557ж
Небольшой этюд написан на крупнозернистой основе (скорее всего, на ДВП). Это, тщательно выполненная, подготовительная работа. К какой картине готовился художник? Трудно определить. Возможно, это заготовка на будущее? Желание сохранить впечатление? Так в чем отличие этюда от самостоятельного произведения? … Художник приблизился к виду, который показался ему замечательным: вершины, покрытые ледниками; склоны в тени и на свету; скалы и зеленные луга; сквозь облака пробиваются солнечные лучи и делают холодные вершины ближе. Кажется, что перед нами часть чего-то большего, величественного! И прав был поэт: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Но художник хочет изучить детали и хочет понять, где, в чем, в какой форме воплощается дух вершины? В каких сочетаниях: цветов, пятен, линий. Но форма сама по себе для соцреалистического художника не является темой! Если нет сюжета, замысла, идеи – нет художественного произведения! Это всего лишь красивый этюд. Но, кажется, что у этой работы есть идея! Например, можно сказать, что горные вершины холодны и неприступны, пока солнечные лучи не сделают их ближе. А не литературщина ли это? Такой текст мотивирует на работу, но не является живописным замыслом… Абстракционизм более последователен – ему не нужны слова, тема, идея, замысел…. У абстракциониста любой этюд может стать самостоятельной картиной. А у реалиста этого не происходит. И крупнозернистая поверхность – это не стиль, это не горная фактура.
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.