Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, темпера
Түзүү күнү
1970
Өлчөмү
74,5х119,5
Номери
5086-1594ж
Долину преобразили поля! А еще: асфальтированные дороги; поселки, утопающие в зелени; железная дорога – видно, как дымит паровоз и тянет за собой весь состав. Дождевальные установки, расправив крылья, прохладной струей поливают зеленые прямоугольники. А желтые – не поливают. Почему? Наверное, потому что кукуруза пожелтела и требует меньше воды. Еле заметны бледно-сиреневые горы, такое же небо, а между ними – бледно-серые облака. И в контраст написан холм. Написан реалистически, детально – он ближе. Долина тоже написана реалистично, но это вид сверху, издалека, и изображение, кажется, … узором. Два разных колорита: темный колорит холма и светлый – долины. На холме зеленая трава, кустарники, полевые цветы. Люди поднялись сюда и любуются открывающейся панорамой. Стоят, сидят под ласковым солнцем, оно не в зените, чуть позади зрителей. Долину преобразили колхозные поля! Но это не про сельское хозяйство – это про живопись! Человек своим трудом превратил долину… в супрематические прямоугольники! Об этом предупреждал еще Казимир Малевич! Но наши прямоугольники пока не потеряли связи с реальностью, и долина похожа на красивую… соцреалистическую сказку. А нам встречу с прекрасным отравляет понимание того, что люди создали искусственную «природу» и нарушили естественную гармонию биосферы.
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.