Колхозник Самудин

Genre

Портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1975

Size

69,8х49

Number

6278-1888ж

Колхозник в серой фуфайке, в темном свитере, в черной шапке-ушанке, на фоне белоснежных гор – голубых в тени и ослепительно белых на солнце. Наверное, перед нами чабан или старший чабан (была такая должность в колхозах). Но не видно наград, не видно значка на груди – «Ударник пятилетки». Зачем художник сделал этот портрет? А может это простой колхозник? Работает разнорабочим в кошаре? Стоит свободно, глядит куда-то вдаль и добродушно улыбается. И не озабочен он выполнением пятилетних планов и в социалистических соревнованиях не участвует. Власти меняются, уходят и приходят, а он остается. Плотный, крепкий, хитрый и невозмутимый… Это этюд, считается, что живописец собирает материал для будущей тематической композиции. Но такую картину Худсовет не пропустит: здесь нет убежденности в окончательной победе коммунизма, не чувствуется поддержка линии партии. Здесь что-то другое! Интересная картина могла бы получится! Но не получится, и художник это понимает, и эксперты это понимают. Виден талант портретиста. Но автор не портретист – пейзажист. Это особенность Национальной Школы Живописи: в основном все пишут замечательные пейзажи и иногда этюды про людей, которые живут в окружении этих замечательных пейзажей. Тогда так было безопаснее, да и сейчас меньше проблем с политкорректностью. Работу купили и не выставляют. Ждут, когда этот тип народного героя станет актуальным, будет востребован и по достоинству оценен. Но видать, не дождаться нам этих времен.


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.