Genre
Пейзаж
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Картон, масло
Date of creation
1957
Size
24,5х34,7
Number
10525-2635
На джайлоо, высоко в горах, у белых снегов, стоят две юрты. Ярко светит солнце, трава пожелтела, и не покидает ощущение одиночества… Почему? Потому что никого нет? Только одинокая лошадь стоит возле утоптанного овала. Возможно, это место было загоном для скота? Или на овале стояла юрта? Она перекочевала на новое место! В низину? … Слева нарисовано нечто абстрактное. Это печка? Зачем на стойбище печка? Скорее всего, это вещи, собранные для переезда. … На этюдах художник быстро схватывает цвет, тон, объем и «забывает» о деталях, которые делают изображение понятным. И неудачные ракурсы играют с автором злую шутку: цвет, тон, объем схвачены, а что они схватили – непонятно! Абстракция получается! А вот юрта слева написана ясно, как по учебнику: тень, полутень, рефлексы. А вот юрта справа написана совсем по-другому, она растворилась в окружающем и этим создает настроение текучести, зыбкости. Одинокая темная лошадка акцентирует центр композиции, а доминирует фантастический белый! Не облака – белый! Облака слишком далеко, а белый возвышается над всем. Хороший реалистический рисунок всегда содержит в себе абстракцию. Абстракция – это о вечном! Реализм – о преходящем, а абстракция – о вечном! И становится грустно в солнечный день, потому что все заканчивается. И этюд о вечных снежных вершинах напоминает нам об этом.
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.