Гроза прошла

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1979

Размер

45,5х80,5

Номер

10572-2652ж

Небо покрыто темно-серыми грозовыми тучами и поэтому горы черные: туда совсем не попадает свет. Под черным звонким колоритом написано высокогорное джайлоо. Гроза облила, напугала, перемешала, обобщила и ушла. Все остальное на своих местах. Юрты и палатки выстроились полукругом и уходят вдаль; напротив них отары и табуны замыкают окружность и создают пространственный центр – пустой зеленый луг. А графический центр – это юноша верхом на лошади. Его рубашка, будто впитала окружающий цвет. Он ближе всех к нам. Рядом на привязи жеребята, кобылы возле них. Присмотревшись, замечаешь две фигуры, мужскую и женскую (старика и девушки?). Что они делают среди жеребят и кобыл? Это ветеринары? Или идет дойка? Дойка кобыл должна быть центром картины! Это производственная тема – главная тема в социалистическом реализме! Так написано в учебниках. А на практике художник не захотел делать ясную и строгую композицию. Он сделал так, как это бывает в жизни: самого главного – не замечаешь. Смело по тем временам! Эта одна из самых смелых работ художника. Может из-за того, что горы черные, центр пуст, незаметно главное, рубашка растворилась; а может от всего этого вместе и от смелости художника – возникает чувство гармонии.


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.