Долина

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1984

Size

80х110

Number

10524-2634ж

Художник одним взглядом охватил всю долину…, ну, не всю, самую важную ее часть. С той стороны виднеются возвышенности, вырастают из марева вершины, вдоль холмов извивается река. А на нас из-за пригорка поднимается всадник и ведет за собой другую лошадь, с грузом. Судя по всему, молодой чабан едет на джайлоо: дорога дальняя и путник встал пораньше, чтобы успеть к обеду, а может и к вечеру. Везет с собой все необходимое и, конечно, гостинцы: на джайлоо не растут фрукты. Не видно селений, они остались в глубине картины, слева, там, где долина расширяется. Судя по всему, по долине текут две реки, одна возле гор с той стороны, а другая возле гор – с этой. Поймы этих рек изрезали землю и сделали ее неудобной для проживания. Гряда холмов уперлась в реку очень крутым желтым склоном, с нарисованным глазом. Этот «циклоп» хочет напиться и пугает всех, и буйный рельеф, кажется, уже не таким буйным. А все остальное – это тоновая живопись с оттенками зеленного и голубого. Перед нами талантливый горный пейзаж, правильный и… незаметный. Но говорит он о многом! Об устройстве жизни кочевников: они спускаются на зимовку и живут в теплой долине, а летом поднимаются в горы на прохладное, богатое травами, джайлоо. Эта суть выражена в пластике! Это тематическая картина! Но не соцреалистическая – философская! Она сделана не от ума, она появилась как итог исканий художника. Как ответ на вопрос: что такое живопись в Кыргызстане? … Кыргызские художники предпочитают писать пейзажи с натуры, и не пытаются делать больше, считают это не нужным и мешающим делать хорошую живопись. Но здесь тема видна и понятна. Может художник не осознавал этого? Осознавал! Но не считал возможным громко говорить об этом.


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.