Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1974
Размер
36х51,7
Номер
230-147ж
Работа небольшая, но охватывает широкую горную панораму, на первый взгляд, однотонную и неинтересную. Глазу не за что зацепиться. Горы и холмы попрятались и замерли в ожидании солнца! Заснеженные вершины уже освещены небом и ждут солнечных лучей, и не боятся их: они не растают, а радостно засверкают! Еле заметные, возвращаются с ночного выпаса лошадь и ее хозяин: для них закончилась ночная прохлада, и начинается летний, жаркий, душный день. Рассвет – это не закат: не будет огненных отблесков. Солнце слегка окрасит в зеленоватый небо, порадует первыми лучами верхушки и потом сразу наступит день… Художника что-то привлекло в этом состоянии ожидания, в этом богатстве нюансов, но он не до конца разобрался в своих чувствах, хоть и сделал хорошую работу. Ее назвали «мотивом»! Говорили: «Художник создал мотив!». И становились не важны: замысел, идея и тема, воплощение и реализация. Не важно, кто придумал это советское слово. Скорее всего, художник сказал, а искусствоведы подхватили, или наоборот. Появился чуть ли не новый жанр, придуманный в обстановке культивирования тематической картины об окончательной победе коммунизма. И было придумано это слово, чтобы можно было художнику пофилософствовать, а музею за это деньги заплатить. Художник так и не решился сделать большую картину (и многие другие не сделали). И нам остался этот небольшой этюд, как свидетельство о неоднозначной, богатой, духовной жизни, художника и общества.
(1948-2010)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 15 февраля 1948 года в селе Кенен-Арык Московского района Киргизской ССР. В 1968 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1974 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую А.М.Грицая. С 1975 года-член Союза художников СССР. Для К.Артыкбаева характерно ясное реалистическое видение мира, интерес к лучшим традициям кыргызской живописи. Он выбирает сюжеты, позволяющие дать широкую картину народного быта, в котором новые социальные отношения сочетаются с ещё не ушедшими обычаями прошлого, а также работает в историко-революционной теме. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств России. Награждён Дипломом Академии художеств СССР. Почётным дипломом ВДНХ СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.