На отгонном пастбище

Genre

-

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1958

Size

69,5х114,5

Number

1945-775ж

Искусствовед Людмила Прыткова об этом периоде в творчестве художника пишет следующее: «По таким работам, как «Вечером в табуне», «На полях Киргизии», «На отгонном пастбище», «По Чуйской долине» и многочисленным этюдам можно говорить об особенностях творчества уже сложившегося живописца, о зрелости и определенности его художественных убеждений. В его полотнах нет резких контрастов света и тени. Его палитра не отличается броской звучностью красок, но художник строит свои живописные полотна на крупных цветовых отношениях – небо, горы, земля. Внутри этих больших цветовых плоскостей можно наблюдать множество тончайше проработанных в тоне переходов и оттенков цвета, который в АКЫЛБЕКОВСКИХ пейзажах не ложится плоско. Характеру поставленных художником живописных и образных задач вполне отвечает ровный, местами слитный мазок письма». И далее конкретно об этой картине: «Громадное небо опрокинулось над высокогорной долиной. В утренней дымке тают мощные горные хребты, прикрытые лохматыми облаками, прозрачны тени, легко и вольно дышит земля. Роль неба в пейзаже необычайно велика — не случайно о нем всегда много заботились великие пейзажисты. Акылбеков хорошо понимает его значение. Именно оно, небо, освещает пейзаж, дает общий тон, те или иные масштабы природы, определяет цветовые отношения. В этом пейзаже Акылбекова оно воздушно и необъятно. Оно ласково прикрывает высокогорные пастбища, оно подчинило себе даже горы. Это не просто задник, поставленный за горами. Это – воздух, пронизывающий все планы, это — материальная среда, окутывающая все предметы. В открытой композиции пейзажа небо помогает художнику развернуть пространство в глубину, вызывает радостное ощущение бодрости, широты и свободы дыхания природы. Земля в этом пейзаже решается контрастно небу, с ней в единый рельеф сливаются юрты, палатка с радиомачтой и громадная, уходящая к горизонту отара овец. Ярким пятном светится полотнище палатки, утверждая центр пейзажа, который поддерживается и небольшой фигурой женщины, изображенной на фоне палатки. В картине автору удалось передать целомудренную чистоту природы, оживленной трудом человека, создать лирический образ родного ему края». В названии картины, в изображении мы находим свидетельства изменений векового уклада жизни. Кыргызы уже не кочевники. Отгонное животноводство основано на сезонных перегонах скота на относительно краткие расстояния. Скот обычно перегоняется на высокогорные пастбища летом и в долины низин зимой. Погонщики имеют в долинах постоянные жилища. Кроме традиционных юрт используют легкие палатки, как дополнительные помещения, например для радиорубки.


Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович

(1914-1968)

Живописец. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Родился 15 февраля 1914 года в селе Кум-Арык Калининского района. В 1932 году окончил Джалал-Абадский педагогический техникум. В 1934-1935 гг. преподавал в кыргызской школе №5 им. А. С. Пушкина в городе Фрунзе. В это время сблизился с художниками С. Чуйковым, Л. Касаткиным, А. Игнатьевым, Г. Айтиевым. В 1934-1938 гг. учился в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» у известных пейзажистов П. И. Петровичева и Н. П. Крымова. Участник первой Республиканской художественной выставки в 1934 году. С 1934 года-член союза художников СССР. Акылбеков – художник цельный и рано сформировавшийся, один из ярких представителей первого поколения художников Кыргызстана. Вошел в историю кыргызского изобразительного искусства как мастер лирического пейзажа. Творческой, педагогической и общественной деятельностью внес большой вклад в становление кыргызского изобразительного искусства. Награжден орденом «Знак Почета», пятью Почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, Грамотой Верховного совета Киргизской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и в музеях СНГ.