Девятый форт

Genre

Архитектурный пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

_ _ _

Size

49,5х69,5

Number

2834-1237-ж

Вверху – голубое небо, облака из белого холста; внизу – лиловая дорога; а посередине – нагромождение строений: кирпичные стены, смотровая башня, арочные ворота и узкие бойницы. Надо бы восхищаться стариной, но художник чувствует смутное беспокойство. Закрытые ворота кажутся ему несуразными. Он ищет красоту брутальных прямоугольников, но ему мешают невнятные углы. Он удерживает нелепости черными контурами, но это не витраж, а вместо прозрачности – фактура. Он бы рад поиграть в эстетику средневековья, но понимает, что это не рыцарский замок. Военное оборонительное сооружение появилось гораздо позже. Гарнизон, спрятавшись за его толстыми стенами, должен был отражать неприятельские атаки. Девятый форт – это часть Каунасской крепости, построенной в конце XIX века. В СССР, во времена сталинских репрессий, использовался как тюрьма и перевалочный пункт для заключенных; после оккупации Литвы нацистской Германией, стал местом казней… В 1958 году здесь был открыт музей, а художник пишет картину о бессмысленности всех оборонительных сооружений. Непонятно, когда была сделана эта работа, но судя по ее размерам, аналогичным размерам работы «Лес в Паланге», это был 1965 год.


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.