Узбекская дыня

Жанр

Натюрморт

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1988

Өлчөмү

39,8х49,5

Номери

12344-3191-ж

У каждого персонажа своя история, они все из разных мест, но сегодня собрались… в советском в общежитии. Почему в общежитии? Стены, как в общежитии! Окрашенные зеленым кобальтом и красной охрой. И столешница коричневая, скорее всего, оклеенная дерматином. Создается впечатление, что гости стоят на глиняном полу. Коридор освещен с торца дневным светом. Темный, плотный колорит. Выделяется рюмка – из остатков былой роскоши; и бутыль – сохранившаяся старина. Вино дачное, из темного винограда, или вишневая наливка? А может, это гранатовый сок? И пьют его небольшими порциями, именно из рюмки. Привезли в подарок дыню из братской республики! Разрезали, а мякоть с косточками, как тарелка инопланетян, деформировала все вокруг: страшно изогнула горизонтали! Вот почему в советских общежитиях стены были такие неровные! С достоинством держат себя две вертикали, они даже перестройку не замечают! Правда, рюмка засветилась потусторонним контуром, как у Пиросманишвили. И кажется, что горлышко бутылки оплавилось, будто из пластика… Прошло полвека – осталась ребячливая манера видеть в предметах нечто большее, чем сами предметы. Картин мало, но и те, что есть, уже формируют республиканское явление – метафизический натюрморт. Возможно, примеров было больше, но они не сохранились и не получили должной оценки. Это особенность нашей культуры, вспомним Ласло Мессароша! Его восемь бюстов (всего восемь!) сформировали явление республиканского, международного масштаба! … Международного – не международного. Какая разница! Все будет зависеть от того, как мы сами к этому отнесемся.


Асылбекова Диль-Афруз Мухамедовна

1916-2000

Родилась в Карагандинской области. Специального профессионального образования не имела, а получила базовые основы изобразительной грамоты в художественной студии, где преподавал ее будущий муж Александр Илларионович Игнатьев. Но она оказалась талантливой художницей, участницей второй республиканской выставки 1935 года по сектору самоучек, показав замечательные натюрморты, выполненные в примитивном стиле, очень красивые и живописные. В музейной коллекции в КНМИИ им. Г. Айтиева хранятся шесть уникальных натюрмортов, самый ранний из которых датирован 1935 годом, а поздний – 1988-м, что позволяет говорить о том, что Диль-Афруз Мухамедовна не оставляла кисть и краски в течение всей жизни. Она изредка, но участвовала в различных выставках, в том числе и на родине Александра Илларионовича в городе Валуйки. Работала в наивной манере, преимущественно в жанре натюрморта, уделяя больше внимания цвету, нежели форме и композиции.