Серебристый день

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1978

Размер

49,7х80

Номер

826-337ж

Лучи полуденного солнца сквозь дымку облаков, дотронувшись до склонов, до верхушек, падают серебром на поляну; ткут ковер из светлых оттенков, холодных и теплых. Нет линий – есть только пятнышки; никто не спешит – все на своих местах; умиротворение, как в раю. А горы, деревья, кустарники находятся во власти темных… оттенков. Темное подчеркивает светлое, а светлое – темное. Они равноценны! Они – главные! Синие и фиолетовые линии начинаются в горах, становятся зелеными и охристыми и закругляются на кустарниках. Есть еще облака, похожие на верхнюю окантовку. И есть землистые оттенки, которые вторгаются в серебристый колорит! В них совсем нет серебра (в серебристый день должен быть кто-нибудь не серебристым). И овцы обыденно пасутся, как на реалистическом пейзаже. Кустарники и овцы выпадают из стиля, кажется, что они здесь чужие и мешают стать изображению символом! Но художник не убирает их, они ему нужны: они помогут ему завтра! Помогут в будущем рисовать новые узоры и не повторяться! Главное – не повторяться. И то, что сегодня реалистический пейзаж – завтра станет источником вдохновения! Основа узора – только природа! Художник это знает и, если видит узор – рисует ковер, а если не видит – тогда… тогда готовится завтрашнему дню!


Уметов Джумабай

1933-1995

Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".