Ат-жайлоо

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1969

Size

34,8х48

Number

1356-545ж

Эта работа сделана через год после работы «Ледник. Этюд». Тот же вид! То же самое ущелье, тот же самый ледник. Художник охватил взглядом больше, сместился немного вправо и находится в тени. Над вершинами серые облака, на солнечном зеленом склоне, на джайлоо, пасутся кони. Лаконичный контур тени и мешанина пятен и оттенков: много подробностей и обобщенно написан только ледник. Он здесь главный, хотя и лежит далеко, на высокой вершине. Особенность кыргызского горного пейзажа: горы – это всегда ближе (к душе – не к телу), горы всегда первыми «бросаются в глаза». Горы всегда видишь первыми! Здесь фрагментарность человеческого восприятия и есть какая-то тайна… Я думаю, автор решил попробовать разные уровни «неправильности». Это в каком-то смысле исследование! Живопись сама свидетельство и всегда является самым надежным первоисточником. Правда… говорит живопись языком живописи… В первом случае художник просто подвесил ледник над ущельем, с помощью цвета, тона, фактуры; во втором – уложил его на вершину по всем академическим правилам, но сделал это не до конца. Ледник для художника – это, прежде всего, абстракция и она притягивает его душу своей тайной. Тайной формообразования! Вспомним Клода Моне и его серии, например, «Стога»; или «Руанский собор». Конечно, великий импрессионист последовательнее в изучении живописных впечатлений. Но и наш художник заставил нас немного задуматься и оставил нам в награду два великолепных горных пейзажа.


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.