Алайские узоры

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1971

Өлчөмү

52х52

Номери

9751-2474ж

В условном пространстве, наверное, в юрте, расселись женщины, на коврах, в чапанах, в элечеках. Прядут пряжу, сшивают ковры; пьют кумыс из больших чаш; передают молодым секреты мастерства. Впереди – девушка в темно-красной косынке, платье, в черной безрукавке. В глубине – другая, в темно-красном платье и в тебетее. Отдельно от всех устроились: чайник, пиала, клубки пряжи. Ковровых узоров не видно. Виден только уголочек шырдака и фрагменты по краям. А возможно, алайские узоры – это и есть само изображение! Светятся белые элечеки и вместе с темными одеждами рисуют… начало узора! Условность хочет стать узором! Но ей мешает натура! Натюрморт слишком реалистичен, а персонажи характерны. Девушки вскинули руки с пряжей. Женщина справа вскинула руку, крутя веретено. Женщина слева вскинула руку и сшивает шырдак. Эти вскидывания рук кажутся театральным и манерными, нарочитыми и грубыми… Это кажется художественной ошибкой, хотя в жизни все так и происходит. В этом обаяние картины! Ее уникальность! И завет художника гласит: все приглаженное становится банальным. Настоящий узор – это брутальная экспрессия. На грани! Алайские узоры начинаются не с правил – с конкретных наблюдений. А конкретное рождает вопросы! Почему так явно выделена девушки в центре и почему у нее европеоидный тип лица? Есть ли в этом смысл? Почему көөкөр из которого наливают кумыс напоминает африканскую маску? Художник не боится вопросов. Его картина – загадка, а не декоративный шаблон… Одноименная работа автора большего размера находится в Собрании Союза Художников СССР.


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.