Дождь на пастбище

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1970

Өлчөмү

30х45,5

Номери

1359-548ж

По горам расстилается туман, весь день моросит дождь, долго и уныло. Людей не видно, наверное, укрылись в юрте, или в палатке. Вокруг юрты и палатки на привязи лошади, корова, теленок. Лошадей накрыли попонами; корова лежит на земле; теленок сгорбился, совсем как человек. Все понуро склонили головы, застыли и пережидают. Промокли все, такое впечатление, что даже краски промокли. Еще зеленеет трава, но джайлоо уже заканчивается. На высокогорье, когда не светит солнце и идет дождь, становится холодно. Небо холодное и спины холодные: у лошадей, коровы, теленка. Түндүк прикрыли, закрывающий полог подперли стойкой изнутри, и воздух поступает, и вода не капает. Идет ли дым? Непонятно. Справа показался кусочек желтого неба, намек на то, что к вечеру дождь перестанет, может выглянет солнце и можно будет готовить ужин на улице. На джайлоо, кроме работы и отдыха, бывают и такие дни. Самое время заняться живописью и запечатлеть это удивительное состояние – состояние «промокшего» ожидания. Быстрый, натурально «сырой», этюд с натуры, живые наблюдения. Сделано экзистенциально! Художник не знает этого слова, он просто «транслирует» состояние природы и лошадей, коровы, теленка, юрты, палатки, гор и неба. Сейчас многие так работают, но не живут на джайлоо и экзистенциально не получается…


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.